Охотникова Вита Вячеславовна

Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Речевое развитие ребенка осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой. Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков. Дети знакомятся с пословицами и поговорками, встречающимися в фольклорных и литературных произведениях.

Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. (Л.С.Выготский)
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

 Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка-дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес к окружающему миру.  Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способом приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует решению целого комплекса задач:

1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.

2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.

3. Расширять представления детей об окружающей действительности.

4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.

5. Обогащать и активизировать словарь детей.

6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

7. Развивать диалогическую и монологическую речь.

8. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

9. Развивать память, мышление, воображение, внимание.

10. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

11. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

 

Театрализованная деятельность предполагает разнообразные формы и методы работы:

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры-драматизации.

3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.

4. Упражнения для развития дикции (в т.ч. артикуляционная гимнастика).

5. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

6. Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.

7. Упражнения на развитие детской пластики.

8. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.

9. Упражнения на развитие выразительной мимики.

10. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

11. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

Подготовка детей к театрализации сказок осуществляется постепенно. Дети 2 – 3 лет еще достаточно плохо владеют речью, а поэтому их интерес и внимание направлены на яркие костюмы, фигурки героев сказок, шапочки, маски. Малышам необходимо организовывать просмотры небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. С 3-х лет можно использовать инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняют ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом, лисенок катается на лошадке…). Игровые действия повышают умственную активность, так как дети высказывают свое отношение к той или иной ситуации. Повторность игровых действий способствует многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.

В младшем дошкольном возрасте основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

· от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

· от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

· от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Ступени работы здесь следующие:

· Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

· Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).

· Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

· Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

· Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем но текстам стихов, прибауток и рассказов, которые читает воспитатель.

· Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

· Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

· Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

1. Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

2. Вторая грyппa умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

3. Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Основные направления развития театрализованной игры с детьми среднего и старшего дошкольного возраста состоят:

· в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;

· от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;

· от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

· от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм.  Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации.  Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются

· многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);

· игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;

·  постановка спектакля по произведению.

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

1. Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель»: быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - « артистов»).

2. Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу – испугалась, увидела избушку – удивилась, придумала, как обмануть медведя, – обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

3. Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

4. Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

5. Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Работая над театрализацией сказки, можно использовать следующий план:

I. 1. Чтение сказки.

2. Беседа по содержанию.

II. 1. Рассказывание сказки по ролям.

2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки

III. 1. Работа с артистами:

а) выразительное чтение;

б) игровые движения;

в) мимика.

2. Индивидуальная работа по ролям.

3. Закрепление.

IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.

2. Закрепление.

V. Генеральная репетиция.

VI. Премьера.

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

43c234fdca52676ccd3687d4a3281657.jpg



 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 января 2018 в 18:39

Прикреплённые файлы:

Документ: Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Описание файла:

Файл называется: igry-i-uprazhnenija_da9mp.docx

Это официальный файл организации «Охотникова Вита Вячеславовна», в нём содержится Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников.

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.