Охотникова Вита Вячеславовна
В гости к ЁжикуКонспект подгруппового логопедического занятия с элементами логоритмики в старшей группе для детей с ОНР «В гости к Ёжику» Цель – обобщение и закрепление знаний об осени как времени года. Задачи: Коррекционно-образовательные: обогащение представлений об осени как времени года, сезонных изменениях в природе; активизация словарного запаса; совершенствование навыка согласования существительных с прилагательными в роде и числе; упражнение в согласовании существительного с числительными; закрепление навыка счёта в пределах 5; закрепление умения делить слова на слоги, определять количество слогов, развитие слоговой структуры; Коррекционно-развивающие: развитие чувства темпа и ритма, общей и мелкой моторики; развитие координации речи с движением; формирование правильного ротового выдоха; развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия; регуляция мышечного тонуса; Коррекционно-воспитательные: совершенствование навыков взаимодействия со сверстниками; формирование бережного отношения к природе, животным; обогащение эмоционального развития детей посредством музыки. Оборудование: корзинка с муляжами яблок, картонные листья, венок, музыкальная игра «Ножки-ладошки». Предварительная работа: беседа об осени, о том, как животные готовятся к зиме; разучивание считалки, песен, речёвки. I. Дети входят в зал. В зале – посылка. Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? Давайте вспомним, какое сейчас время года? Ранняя или поздняя осень? Правильно, поздняя. На что она похожа? (На зиму). А мы сегодня вспомним о ранней осени. Ведь она такая красивая, пёстрая, разноцветная. 1. Сюрпризный момент. Логопед: Ой, ребята, а что это? Интересно, что в ней? Посмотрим? А кто откроет посылку, нам поможет решить считалочка. Ярко-рыжая лиса разукрасила леса, Все деревья, все кусты, открывай посылку ты! Ребёнок открывает посылку, в ней – корзинка с яблоками.
II.Л-д: Ой, яблоки! А мы с вами знаем песню о яблоках? Споём? 2. Песня «Яблочки» - координация речи с движением. 3. Подбор определений к словам «яблоко», «яблоки», согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Л-д: Давайте внимательно рассмотрим яблоки, которые нам прислали. Стёпа и Алёна, поднимите свои яблоки, покажите нам. Стёпа, твоё яблоко какое по величине? (Большое). Алёна, а у тебя какое? (Маленькое). У Алёны и Стёпы яблоки какие по цвету? (Красные). Сания, какое у тебя яблоко? (Зелёное). А у тебя, Софья? (Красно-жёлтое). У кого ещё такие же румяные яблоки, как у Софьи? Давайте посчитаем их. (Одно яблоко…пять яблок. Всего пять яблок)
Л-д: А от кого эта посылка, я вам сейчас подскажу. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. Догадываются, что от Ёжика. 4. Организация проблемной ситуации. Л-д: Ребята, а вы просили у ёжика яблоки? /Нет/ А зачем он нам их прислал? Он нас порадовать хотел? Интересно, а мы можем его как-то порадовать? А вы знаете, чем сейчас занимаются ёжики? /Готовятся к зиме, утепляют норку сухими листьями/. /В зале на ковре – разноцветные листья/. Ой! А у нас как раз много листьев. Может, отнесём их Ёжику? 5. Образование относительных прилагательных. Л-д: Возьмём каждый по одному листочку. Наши листочки с разных деревьев. Красные листья с какого дерева? /С клена/. Значит какие? /Кленовые/. А эти желтые листья с какого дерева? /С березы/. Как можно назвать листья березы? /Березовые/. Зеленые листья с какого дерева? /С дуба/. Значит они какие? /Дубовые/. А все листья по цвету какие? /Разноцветные/. Отлично! Молодцы! Приготовьте свои ладошки. 6. Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал». Ветер по лесу летал, ветер листики считал. Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, вот с берёзки золотой. Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку. 7. Дыхательное упражнение «Ветер и листья»!!!! Л-д: Прилетел ветерок, с листочками играет, дует на них. После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф».
Л-д: Раскачал ветерок листочки, и они падают. На одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»). Когда осенью листочки опадают с деревьев, как это называется? /Листопад/. Во что мы соберём наши листочки? /В корзинку/. Кому мы их отнесём? /Ёжику/. 8. Динамическое упражнение «Прогулка». Л-д: В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти. шагаем Интересней приключенья нам, ребята, не найти. хлопаем по коленкам По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдем. шагаем Может быть, в лесу осеннем приключения найдем. «смотрим вдаль»
Раз-два-три, раз-два-три — По дорожке мы пошли. Шаг марша. Петлять тропинка начала среди высоких трав, По ней шагаем мы легко, головушку подняв. Ходьба «змейкой». Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали. Прыжки с продвижением вперед. Впереди течет ручей, подходите поскорей. Руки в стороны расставим, переходить его мы станем. Ходьба на носках, руки — в стороны. Лес осенний увидали и к нему все побежали. Бег по кругу. На носочки дети встали, по дорожкам побежали. Бег на носках. И на каблучках пойдем, через лужи перейдем. Ходьба на пятках. 9. Песня «Листья кружатся». Л-д: Мы сказали, что ёжики утепляют листьями своё гнездо. А мы с вами что можем сделать из листьев: /Букет, поделку, картину, венок/. А вот и венок. С ним мы сейчас и поиграем. /По ходу песни – выбор солиста с помощь. венка/. 10. Игра «Ножки-ладошки» - развитие чувства ритма. Вместе с Ёжиком в лесу живут и многие другие животные. Некоторые – большие, у них большие лапы. Другие – маленькие, у них маленькие лапки. Попробуем показать, как топают и хлопают разные лесные жители. 11. Появление персонажа – Ёжика. Звуковой эффект – фырканье ежа. Л-д: Похоже, кто-то услышал нас. Ёж: Ой, как я вам рад! Л-д: Ребята, о чём забыл Ёжик? Что надо сделать, когда встречаешь кого-то? /Поздороваться/. Ёж: А я не умею. Л-д: Научим Ёжика здороваться? 12. Песня-приветствие (координация речи с движением). Ёж: Отличная песня! Теперь я хочу с вами познакомиться. Л-д.: А у нас для этого есть специальная игра. Мы свои имена прохлопываем в ладошки. Меня зовут Вита – в моём имени две части, два слога. Попробуй сам. Ёжик пробует. Имя Ёжика – Топа. Еж: А тебя? А тебя? (Спрашивает всех детей по очереди) Ёж: А что вы здесь делаете? Л-д: Мы получили твою посылку и решили тебя отблагодарить. Денис, подари Ёжику наш подарок. Ёж: Спасибо вам! Вот теперь можно и спать ложиться. Л-д: Ёжик, пока ты ещё не уснул, может, поиграем? Хотим поиграть, ребята? Ёжик: Конечно, я согласен. 13. Игра «Гриб – не гриб» (развитие слухового внимания, актуализация знаний по лексической теме «Грибы»). Л-д: Поможем Ёжику собрать грибы, чтобы перед спячкой хорошенько подкрепиться. Если я назову съедобный гриб, то вы присядете, а если ядовитый гриб или другое слово – закроете руками глаза. Ёжик играет вместе с детьми. 14. Музыкально-ритмическое упражнение, регулирующее мышечный тонус. Ёж: Какой сегодня чудесный денёк! Л-д: Да! По небу плывут пушистые облака. А вот из-за тучки выглядывают озорные солнечные лучики. Осенний ветерок качает ветки деревьев. Красиво? Звучит музыка, дети изображают солнце, облака и деревья. «Солнце» - встают друг за другом, левую руку кладут на плечо соседу спереди, а правую вытягивают в сторону; «облака» - дети кладут руки друг другу на плечи, слегка раскачиваются; «деревья» - дети стоят в кругу (либо врассыпную), руки подняты вверх, плавные движения рук вправо – влево. В упр. «Деревья» меняется темп музыки – ветерок то лёгкий, то сильный.
III. 15. Итог занятия. Ёж: Как же с вами здорово! Но мне пора спать. Л-д: Попрощаемся с Ёжиком – споём ему прощальную песенку: до свиданья, Топа! 17 октября 2017 в 19:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.