Охотникова Вита Вячеславовна

В гости к Ёжику

Конспект подгруппового логопедического занятия

с элементами логоритмики

в старшей группе для детей с ОНР

«В гости к Ёжику»

Цель – обобщение и закрепление знаний об осени как времени года.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  обогащение представлений об осени как времени года, сезонных изменениях в природе;

  активизация словарного запаса;

  совершенствование навыка согласования существительных с прилагательными в роде и числе;

  упражнение в согласовании существительного с числительными;

  закрепление навыка счёта в пределах 5;

  закрепление умения делить слова на слоги, определять количество слогов, развитие слоговой структуры;

Коррекционно-развивающие:

  развитие чувства темпа и ритма, общей и мелкой моторики;

  развитие координации речи с движением;

  формирование правильного ротового выдоха;

  развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия;

  регуляция мышечного тонуса;

Коррекционно-воспитательные:

  совершенствование навыков взаимодействия со сверстниками;

  формирование бережного отношения к природе, животным;

  обогащение эмоционального развития детей посредством музыки.

Оборудование: корзинка с муляжами яблок, картонные листья, венок, музыкальная игра «Ножки-ладошки».

Предварительная работа: беседа об осени, о том, как животные готовятся к зиме; разучивание считалки, песен, речёвки.

I. Дети входят в зал. В зале – посылка.

Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? Давайте вспомним, какое сейчас время года? Ранняя или поздняя осень? Правильно, поздняя. На что она похожа? (На зиму). А мы сегодня вспомним о ранней осени. Ведь она такая красивая, пёстрая, разноцветная.

1. Сюрпризный момент.

Логопед: Ой, ребята, а что это? Интересно, что в ней? Посмотрим? А кто откроет посылку, нам поможет решить считалочка.

Ярко-рыжая лиса разукрасила леса,

Все деревья, все кусты, открывай посылку ты!

Ребёнок открывает посылку, в ней – корзинка с яблоками.

bdbaffed9c13de8e91b0dc830f8e5621.jpg

II.Л-д: Ой, яблоки! А мы с вами знаем песню о яблоках? Споём?

2. Песня «Яблочки» - координация речи с движением.

3. Подбор определений к словам «яблоко», «яблоки», согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Л-д: Давайте внимательно рассмотрим яблоки, которые нам прислали. Стёпа и Алёна, поднимите свои яблоки, покажите нам. Стёпа, твоё яблоко какое по величине? (Большое). Алёна, а у тебя какое? (Маленькое). У Алёны и Стёпы яблоки какие по цвету? (Красные). Сания, какое у тебя яблоко? (Зелёное). А у тебя, Софья? (Красно-жёлтое). У кого ещё такие же румяные яблоки, как у Софьи? Давайте посчитаем их. (Одно яблоко…пять яблок. Всего пять яблок)

Л-д: А от кого эта посылка, я вам сейчас подскажу.

Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.

Догадываются, что от Ёжика.

4. Организация проблемной ситуации.

Л-д: Ребята, а вы просили у ёжика яблоки? /Нет/ А зачем он нам их прислал? Он нас порадовать хотел? Интересно, а мы можем его как-то порадовать? А вы знаете, чем сейчас занимаются ёжики? /Готовятся к зиме, утепляют норку сухими листьями/.

/В зале на ковре – разноцветные листья/.

Ой! А у нас как раз много листьев. Может, отнесём их Ёжику?

5. Образование относительных прилагательных.

Л-д: Возьмём каждый по одному листочку. Наши листочки с разных деревьев. Красные листья с какого дерева? /С клена/. Значит какие? /Кленовые/. А эти желтые листья с какого дерева? /С березы/. Как можно назвать листья березы? /Березовые/. Зеленые листья с какого дерева? /С дуба/. Значит они какие? /Дубовые/. А все листья по цвету какие? /Разноцветные/. Отлично! Молодцы! Приготовьте свои ладошки.

1e1620930e9e15db5ded38109cfc32be.jpg

6. Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал».

Ветер по лесу летал, ветер листики считал.

Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, вот с берёзки золотой.

Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.

7. Дыхательное упражнение «Ветер и листья»!!!!

Л-д: Прилетел ветерок, с листочками играет, дует на них.

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, рас­качивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф».

2551c5edbe48b38378167f2ebe226deb.jpg

Л-д: Раскачал ветерок листочки, и они падают.

На одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

Когда осенью листочки опадают с деревьев, как это называется? /Листопад/.

Во что мы соберём наши листочки? /В корзинку/. Кому мы их отнесём? /Ёжику/.

8. Динамическое упражнение «Прогулка».

Л-д: В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти. шагаем

Интересней приключенья нам, ребята, не найти. хлопаем по коленкам

По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдем. шагаем

Может быть, в лесу осеннем приключения  найдем. «смотрим вдаль»

 

Раз-два-три, раз-два-три — По дорожке мы пошли. Шаг марша.

Петлять тропинка начала среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, головушку подняв. Ходьба «змейкой».

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали. Прыжки с продвижением вперед.

Впереди течет ручей, подходите поскорей.

Руки в стороны расставим, переходить его мы станем. Ходьба на носках, руки — в стороны.

Лес осенний увидали и к нему все побежали. Бег по кругу.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. Бег на носках.

И на каблучках пойдем, через лужи перейдем. Ходьба на пятках.

9. Песня «Листья кружатся».

Л-д: Мы сказали, что ёжики утепляют листьями своё гнездо. А мы с вами что можем сделать из листьев: /Букет, поделку, картину, венок/. А вот и венок. С ним мы сейчас и поиграем.

aa69988cb77518f072637837b541ffa9.jpg

/По ходу песни – выбор солиста с помощь. венка/.

10. Игра «Ножки-ладошки» - развитие чувства ритма.

Вместе с Ёжиком в лесу живут и многие другие животные. Некоторые – большие, у них большие лапы. Другие – маленькие, у них маленькие лапки. Попробуем показать, как топают и хлопают разные лесные жители.

 11. Появление персонажа – Ёжика.

Звуковой эффект – фырканье ежа.

Л-д: Похоже, кто-то услышал нас.

Ёж: Ой, как я вам рад!

Л-д: Ребята, о чём забыл Ёжик? Что надо сделать, когда встречаешь кого-то? /Поздороваться/.

Ёж: А я не умею.

Л-д: Научим Ёжика здороваться?

12. Песня-приветствие (координация речи с движением).

Ёж: Отличная песня! Теперь я хочу с вами познакомиться.

Л-д.: А у нас для этого есть специальная игра. Мы свои имена прохлопываем в ладошки. Меня зовут Вита – в моём имени две части, два слога. Попробуй сам.

Ёжик пробует. Имя Ёжика – Топа.

Еж: А тебя? А тебя? (Спрашивает всех детей по очереди)

Ёж: А что вы здесь делаете?

Л-д: Мы получили твою посылку и решили тебя отблагодарить. Денис, подари Ёжику наш подарок.

Ёж: Спасибо вам! Вот теперь можно и спать ложиться.

Л-д: Ёжик, пока ты ещё не уснул, может, поиграем? Хотим поиграть, ребята?

Ёжик: Конечно, я согласен.

13. Игра «Гриб – не гриб» (развитие слухового внимания, актуализация знаний по лексической теме «Грибы»). 

Л-д: Поможем Ёжику собрать грибы, чтобы перед спячкой хорошенько подкрепиться. Если я назову съедобный гриб, то вы присядете, а если ядовитый гриб или другое слово – закроете руками глаза.

031011f7b6654f2bbee63c2425dc334b.jpg

Ёжик играет вместе с детьми.

14. Музыкально-ритмическое упражнение, регулирующее мышечный тонус.

Ёж: Какой сегодня чудесный денёк!

Л-д: Да! По небу плывут пушистые облака. А вот из-за тучки выглядывают озорные солнечные лучики. Осенний ветерок качает ветки деревьев. Красиво?

11c754d6a499925a654a7b79cf22a92e.jpg

Звучит музыка, дети изображают солнце, облака и деревья. «Солнце» - встают друг за другом, левую руку кладут на плечо соседу спереди, а правую вытягивают в сторону; «облака» - дети кладут руки друг другу на плечи, слегка раскачиваются; «деревья» - дети стоят в кругу (либо врассыпную), руки подняты вверх, плавные движения рук вправо – влево. В упр. «Деревья» меняется темп музыки – ветерок то лёгкий, то сильный. 

6a4cf2ed00c1e0506fd44a1a5f9d1480.jpg

III. 15. Итог занятия. Ёж: Как же с вами здорово! Но мне пора спать.

Л-д: Попрощаемся с Ёжиком – споём ему прощальную песенку: до свиданья, Топа!

 
17 октября 2017 в 19:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.