Охотникова Вита Вячеславовна
Речевая готовность к школе
Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности, доминирующая до сих пор игровая деятельность уступает место новой – учебной. Интеллектуальная готовность ребёнка к школьному обучению предполагает достаточный уровень развития всех высших психических функций, в том числе и речи. Речь - это сложная система, все составляющие которой тесно взаимосвязаны. Поэтому речевая готовность к школе складывается из таких компонентов, как: · Сформированность произносительной стороны речи; · Достаточный уровень развития фонематических процессов: восприятия, анализа, синтеза; · Овладение определённым словарным запасом; · Сформированность грамматических категорий языка; · Достаточно высокий уровень развития связной речи. Произносительная сторона речи включает в себя правильное произношение звуков родного языка, а также темп, ритм, мелодику, интонационную выразительность речи. Правильное произношение существенно влияет на успешность обучения, поскольку письменная речь (чтение и письмо) формируется на основе устной. Ошибки произношения с большой долей вероятности отразятся на письме, именно отсюда возникает артикуляторно-акустическая дисграфия, когда «как слышится, так и пишется». Вот почему нормализация произношения является базой для успешного овладения навыками письма и чтения. Что такое фонематические процессы? Это умение слышать, узнавать и различать фонемы, входящие в состав слова. Фонематический анализ – это умение выделять заданный звук на фоне слова, синтез, соответственно – способность составить слово из определённого набора звуков. Эти процессы являются фундаментом для овладения грамотой. К концу 6 года жизни ребёнок должен знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», знать, что звуки бывают гласными, согласными, твёрдыми, мягкими, глухими, звонкими. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка должен быть достаточно богатый словарный запас, включающий все части речи. Большое значение имеет работа над антонимами и синонимами, подбор родственных слов. Хорошо, если ребёнок знает несколько «упрямых слов», которые никогда не меняются: какао, пальто. Старший дошкольник начинает осмысливать и понимать слова в переносном значении: золотые руки, короткая память. Речевая готовность к школе – это и сформированность грамматических категорий, которыми дети овладевают в чисто практическом плане. Сюда входит правильное согласование всех частей речи, словообразование, словоизменение, понимание и употребление предложно-падежных конструкций. Для развития грамматического строя полезно проводить игры и упражнения: «Один — много» (образование множественного числа существительных); «Из чего сделано?» (образование относительных прилагательных); «Сосчитай предметы» (согласование существительных с числительными.) «Чей хвост?» : (образование притяжательных прилагательных); «Что с чем» (усвоение категории творительного падежа с предлогом «с»). Например: стул с ножками и сиденьем; чайник с крышкой. «Большой — маленький» — упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов. Главный фактор развития связной речи — наличия заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным внимательным слушателем должны стать Вы, уважаемые родители. Больше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговоры. Беседовать можно на любые темы, причем давайте возможность сказать как можно больше самому ребенку. Конечно, нельзя не сказать о пользе книг. Дети, имеющие богатый опыт слушанья книг, обязательно имеют хорошо развитую связную речь. Также развитию связной речи будут способствовать: составление рассказов из собственного опыта («Как я провёл выходные»), рассказов-описаний: («Моё любимое животное»), пересказы сказок, рассказов, просмотренных мультфильмов и фильмов, заучивание стихотворений. И все же, ничего не заменит богатой выразительной речи самого взрослого. Ведь она — своего рода эталон для ребенка. Отдельным компонентом речевой готовности к школе является уровень развития мелкой моторики и готовности руки к письму. Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Для укрепления и развития руки, координации движений будут полезны следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; плетение из ниток; завязывание узелков; перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора; всасывание пипеткой воды из стакана; пересыпание мелких круп и т. д. Для подготовки руки к письму широко используется штриховка, обведение по точкам и пунктирным линиям. Задания на продолжение узоров, и дорисовывание различных предметов будут в то же время способствовать совершенствованию зрительного восприятия и внимания.
17 октября 2017 в 18:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.